
Жанр книги обозначен как «роман-буфф» – отсылка к пьесе «Мистерия-буфф» Владимира Маяковского, – и это сбивает с толку, поскольку может упростить ожидания от романа, содержание которого не сводится исключительно к драматизации клоунады по повествовательной арене. На деле роман старается быть чуть менее художественным, чем обычные романы, и чуть менее строгим, чем привычные биографии. Он задерживается между реальностью и вымыслом, сейчас и тогда, кино и литературой, конкретным человеком и искусством. И читательскому глазу, привыкшему к осязаемой четкости документальной прозы или резным каёмкам вымысла, придется адаптироваться, хотя эта «пограничность» романа не затронула традиционную биографическую форму: сохранена естественная рамка жизнеописания – от рождения (профессионального) до смерти (реальной) с уместными переключениями регистра на детство. Главная трудность здесь кроется в самом герое.
Кино Сергея Эйзенштейна любят за разное и видят по-разному, что уж говорить о восприятии его персоны. Так что и мнение о романе будет у каждого свое, и кто-то наверняка скажет: «Это не Эйзенштейн – тут слишком лохмат, а там прилизан. Но самое главное – Эйзен зачел бы это в плюс, – что люди не останутся равнодушны. И, конечно, будут заражены любовью к кино, которое здесь начинается уже с оглавления в честь культовых фильмов: от «Цирка» (бери хоть Чаплина, хоть Александрова) до «Покаяния» Тенгиза Абуладзе. Большинство при этом сняты уже после смерти Эйзенштейна. Но это как будто не имеет значения, ведь авторы кино занимались и будут заниматься одним и тем же – стремиться раскрыть себе и нам мерцающую тайну «целлулоидных грез».
Ссылки по теме
Трамвай без имени: как Алексей Балабанов изображал советскую Россию начала XX века
Авангардная небывальщина левши: 70 лет Сергею Овчарову
«Стачка» – 100! История первого полнометражного фильма Сергея Эйзенштейна
Былинно-сказочный мир Александра Птушко — Ольги Кручининой
Курт, радируй! 120 лет со дня рождения Олега Жакова
Тайны дворцовых реконструкций: путь жанра докудрама от выпусков новостей до фильмов про императриц
«Прогулка с китайской обезьяной»: как «Человек с киноаппаратом» покорял Европу
IX фестиваль нового российского кино «Горький fest» объявил даты проведения
«Улыбнись!»: Я Эрмлера видел
В рамках Первого Международного Тарусского кинофестиваля покажут мультфильмы Хаяо Миядзаки и «Отцов» Юрия Мокиенко
«Необычайные приключения Мистера Веста в стране большевиков»: 100 лет фильму, научившему СССР смеяться
Нуар, старообрядцы и предвоенный Ленинград: Как создавались костюмы к сериалу «Иные»
«Мосфильм. Золотая коллекция» отметит 100-летие знаменитой киностудии
Киномаршрут на речном трамвайчике «Киевский вокзал – ЖК «Сердце столицы»
Киномаршрут по Москве на автобусе М3
Стартовали съемки документального веб-сериала «Мексика и Россия: союз двух культур»
«А еще ведь надо в душу к нам проникнуть»: 100 лет Исааку Шварцу
Царство маленьких людей: Виталий Мельников – режиссер школы «Ленфильма»
Питт жаждет революции, Робби танцует, слон сидит спокойно: «Вавилон» — трехчасовая реклама кино
Броненосец «Потёмкин»: Матросы против драконов
Это революция в кино
Музей кино. Январь
Свежие комментарии