
Атмосфера Земли разрушена, Солнце из приятной, теплой, дарующей жизнь звезды превратилось в источник смертельно опасной радиации. Большая часть населения планеты, очевидно, сгорела заживо. Инженеру по имени Финч (Том Хэнкс) выжить удалось. Облачившись в защитный костюм и шлем, он в компании молчаливого робота-помощника Дьюи обследует заброшенные склады и магазин в поисках еды для себя и пса по кличке Гудиер (в честь компании Goodyear, производящей шины). Заметив на горизонте очередную песчано-пыльную бурю, Финч спешит в укрытие — бункер, где он в свободное от вылазок время мастерит еще одного андроида. Этот будет не только разумным и антропоморфным, но и говорящим. Дело в том, что Финч за время скитаний все-таки получил серьезную дозу облучения и теперь, кашляя кровью и мучаясь от болей, готовится умирать. Единственное, о чем он беспокоится: кто позаботится о собаке, когда его не станет. Для это и смастерил нового робота. Теперь тому предстоит не только обрести имя и научиться водить фургон, на котором они с Финчем, спасаясь от токсичных смерчей, двинутся в сторону Сан-Франциско, но и попробовать стать человеком во всей его парадоксальности. А еще заслужить доверие Гудиера.

Сказать новое слово в одном из самых популярных жанров — задачка изначально со звездочкой, и авторы нового фильма на этот вызов неожиданно отвечают: с одной стороны, вполне классическим сеттингом — пустыня, припорошенные песком машины на обочинах, заброшенный театр и магазины с давно опустошенными прилавками; с другой — не совсем привычным спокойствием интонации и неспешностью повествования. Нет определенного времени действия, какой-либо расширенной предыстории. Внешняя угроза здесь исключительно погодного характера, главное — держаться в тени. Другие люди, судя по всему, есть и могут быть опасны, но все же остаются за кадром и в рассказах. Нет ни вооруженных банд, ни зомби, а человек борется с собственным телом, пытаясь вырвать у него лишний день.
Получается интимная психологическая драма, в которой искусственный интеллект — не злодейское порождение будущего, а друг, соратник, даже терапевт. Обучая его тому, что такое хорошо, а что такое плохо, точнее — на примерах объясняя, какая тонкая грань между эти понятиями, Финч погружается в воспоминания разной степени болезненности, постепенно освобождая разум от чувства вины. Хэнкс будто возвращается к знаковым ролям типа «Форреста Гампа» и «Изгоя», вновь играя этакого трогательного одиночку (неудивительно: один из продюсеров «Финча» — Роберт Земекис). Артист прекрасно ориентируется в кадре без партнеров и, конечно, не теряется даже на фоне такого конкурента, как пес.

За голос (и движения?) робота отвечает актер Калеб Лэндри Джонс, так что он — понятно, что дорисованный, — максимально реалистичен. Андроида сделали теплым и ламповым: собранным из подручных средств, высоченным и гремящим железом, иногда искрящим проводами, но совершенно не выглядящим угрожающе. Он – ребенок, познающий мир; сильный, во многом неуязвимый, но все же ребенок. Которому хочется похулиганить. Которому искренне обидно, что пес поначалу не хочет с ним играть. Которому страшно — и страшно интересно. И весь «Финч» такой же ламповый, из разряда этакого доброго кино с ноткой светлой грусти. Трагедия внутри маленькой группы неизбежна и в какой-то степени правильна: она как триггер запускает светлое, в предлагаемых обстоятельствах, будущее — иногда просто нужно двигаться дальше, даже если выживут только роботы и собаки.
Фильм «Финч» доступен на Apple TV+ с 5 ноября.
Ссылки по теме
Смотреть онлайн: возвращение «Декстера», второй сезон «Великой» и документалка о The Beatles
«Вторжение»: Когда пришелец на горе свистнет
«Утреннее шоу». Второй сезон: В эфире снова Дженнифер Энистон
«Билли Айлиш: Слегка размытый мир»: Грустный голос поколения Z
«Палмер»: Здарова, отец
Свежие комментарии