
«За каждым великим мужчиной стоит великая женщина», гласит пословица. Значит ли это, что за великой женщиной будет стоять великий мужчина? Вряд ли этого мужчину устроит местечко «за кем-то», которое веками отводилось женщинам. В мужском мире великая женщина вынуждена присваивать себе либо мужской псевдоним, либо манеру поведения, либо то, и другое. Женственность по сей день изгнана в спальни и детские; к творчеству и карьере женщин общество до сих пор относится с подозрением, зачастую снисходительно, отрицая их возможность.
Этой патриархальной традиции следует и биографический фильм английского режиссёра и сценариста Уоша Уэстмоленда (и его соавтора Ричарда Глацера) «Колетт», рассказывающий о становлении великой французской писательницы Сидони-Габриэль Колетт, классика французской словесности, члена Гонкуровской академии и одной из незауряднейших женщин прошлого века. Фильм посвящён её ранним годам и складывается из кратких сцен, иллюстрирующих главные и поворотные события жизни: вот юная Колетт (Кира Найтли) в отчем доме в Бургундии, вот она с мужем Вилли (Доминик Уэст) в Париже посещает светский приём, вот застала мужа с другой - и уже снова в Бургундии, подвязывает помидорки с мамочкой. И снова Париж, где Вилли запер её в комнате, заставляя писать новый роман, чьё авторство снова припишет себе, а она, покричав от гнева... соблазнительно открыв рот, раскрывает очередную тетрадь и берется за перо. Еще спустя какое-то время Колетт заводит любовницу, а потом, на пороге развода, сама надевает мужской костюм. Авторы фильма позаботились об аккуратном портретном сходстве персонажей со своими историческими прототипами и даже комично копируют мизансцены со старых открыток — Колетт на сцене, Колетт рядом с Мисси занимается гимнастикой.

Неожиданным решением стал выбор актрисы на заглавную роль. Дважды номинированная на «Оскар» Кира Найтли, ещё в юности легко покорившая Голливуд, сияеет в роли великой писательницы, привлекая зрительское внимание к проекту. У Найтли здесь есть несколько весьма драматичных крупных планов, хотя ее типаж и современность можно счесть и неподходящим на роль стопроцентно женственной и чувственной Колетт, пластика которой завораживала очевидцев. Жаль, что для этой роли не нашлось француженки — хотя, по чести, Колетт это сложнейший для актёрского воплощения образ героини без геройства, которая творила и делала карьеру, не предавая свою женственность, а опираясь на неё, изучая её и описывая. До сих пор это уникальное явление, парадокс живой женской натуры, почти невозможный для театра и кино, основанных на архаичных структурах восприятия. На европейских сценах и экранах милая Афродита удовольствуется амплуа субретки-кокетки либо любовницы, а роли героинь прочно заняли монументальные богини с с копьями, Гера и Афина.
Авторы фильма не до конца раскрыли ее натуру и дух Прекрасной эпохи, но старательно следовали за хронологией биографии писательницы, увлекаясь её пикантными подробностями. Здесь есть и череда суматошных постельных сцен, и эпатаж — трехсекундный общий план с оголённой грудью Найтли, и тонкость, и напор, и волевой порыв. Нельзя не отметить и персонажа мужа Колетт, ставшего вторым главным героем картины. В картине этот мужчина на наших глазах превратился в умелого продюсера талантливой жены. Для истории же он остался далеко за её спиной, а образ писательницы (и свободной от ярлыков и стигм феминности) будет ждать и других воплощений. Возможно даже в следующий раз за сценарий и режиссуру проекта будет отвечать женщина.
«Колетт» в прокате с 26 ноября.
Свежие комментарии