Воспитание Аризоны (1987)

Второй фильм братьев Коэн, на годы утвердивший их фирменный комедийный стиль, посвящен мелкому вору (Кейдж) и его возлюбленной-полицейской (Холли Хантер), мечтающим о детях. Из-за бесплодия они не могут завести их естественным путем, поэтому идут на похищение младенца, который в итоге оказывается отпрыском очень богатого человека. Начинается тотальная охота и на ребенка, и на парочку «родителей». Бесконечный сюр, за которым, впрочем, кроется весьма серьезный политический контекст и социальный подтекст, критику поначалу невзлюбили, но с годами все поняли, кто такие Коэны. Что до Кейджа, то он раскрывается до сих, однако отголоски «Аризоны» как раз и видны в его нынешних ролях. Всё-таки безумие, абсурд, хаотичность сюжета и непредсказуемость действий идут этому артисту больше всего.
Покидая Лас-Вегас (1995)

За эту роль в фильме Майка Фиггиса актер удостоился первого и пока единственного «Оскара». Душераздирающая мелодрама про алкоголика, отправившегося в Вегас, чтобы напиться там до смерти, и секс-работницу (Элизабет Шу), с которой у него завязывается внезапный и обреченный роман. Две потерянные души хватаются друг за друга в последней попытке выжить, и короткий период, проведенный вместе, подарит обоим что-то вроде покоя. Один из сложнейших образов Кейджа в кино, пронзительная роль, сыгранная явно через боль и страдание — и пока что непревзойденная.
Скала (1996)

Знаковое кино как в карьере Николаса Кейджа, так и в фильмографии не менее противоречивого и одиозного постановщика Майкла Бэя. Классический боевик про мятежного генерала, возмущенного, что правительство не выплатило компенсации семьям погибших бойцов. Собирав диверсионную группу (Кейдж играет спеца по химическому и биологическому оружию), он захватывает заложников в тюрьме Алькатрас и грозится разнести в щепки Сан-Франциско. Фильм Бэя, на котором выросло, кажется, целое поколение, демонстрирует зашкаливающую маскулинность, за которую отвечает трио Харрис, Коннери и Кейдж, а также погони, драки, перестрелки и другие атрибуты военного боевика. Тем, кто познакомился с творчеством артиста недавно, будет полезно узнать, что когда-то он играл лишенные психологизма и артистизма, но зато динамичные и суровые роли.
Угнать за 60 секунд (2000)

Спасая брата от бандитской расправы, герой Кейджа по имени Рэндалл «Мемфис» Рэйнс, автомобильный вор-виртуоз, берется за небывалый заказ: ему необходимо угнать 50 дорогих машин всего за одну ночь. В целом асу такое под силу, но и полиция не дремлет, мешая выполнить всё в срок. В итоге одни плохие парни будут наказаны, другие — выйдут сухими из воды. Классический экшн, где снялись еще Анджелина Джоли, Джованни Рибизи и еще несколько актеров не последней величины, — своего рода визитная карточка Кейджа времен первоначальной славы. Здесь он серьезный и дерзкий — в общем, настоящий герой боевика.
Свинья (2021)

Медитативная и печальная драма, хоть и с долей сюжетного абсурда, которую придумал и снял (тогда) дебютант в большом кино Майкла Сарноски. Фильм стоит особняком в фильмографии Кейджа: он играет отшельника Роба, бывшего шеф-повара, многие годы живущего в глуши со специально натренированной трюфельной свиньей. Найденный сокровища герой продает единственному постоянному заказчику, что позволяет ему поддерживать нелюдимый образ жизни. Однажды питомца похищают, и Роб вынужден выйти в люди, чтобы отыскать хрюшку. У Кейджа здесь непривычно трогательный, спокойный и глубокий персонаж, напоминающий о широком диапазоне его актерских возможностей.
Невыносимая тяжесть огромного таланта (2022)

Николас Кейдж играет самого себя — актера Николаса Кейджа, чья карьера ушла в закат, а экзистенциальный кризис терзает душу. Огромные долги и конфликт с семьей, которая порядком устала от выкрутасов артиста, мнящего себя великим и непризнанным, вынуждают его ввязаться в авантюру. По совету агента он отправляется на Майорку, чтобы принять участие в дне рождения богатого фаната (Педро Паскаль). Параллельно его вербует ЦРУ, чтобы актер помог вывести именинника, подозреваемого в торговле оружием и людьми, на чистую воду. Фильм-мем, отрывки из которого стали вирусными, лучше всего демонстрирует самоиронию Кейджа, который в последние годы пережил профессиональный ренессанс, потешаясь над собой и сомнительными карьерными решениями.
Ренфилд (2023)

Кровавый комедийный экшн про графа Дракулу (Кейдж) и его слугу Ренфилда (Николас Холт), который столетиями добывает вампиру пищу, параллельно избавляя мир от всевозможных абьюзеров, и внезапно осознает себя жертвой нездоровых созависимых отношений с «работодателем». Кейдж тут, формально, второстепенный персонаж — лежит в гробу большую часть времени, — но, безусловно, первая скрипка. К этому времени окончательно восставший из могилы второсортного кино и ставший иконой актер разворачивается во всю мощь нетривиального таланта: наводит смех и ужас гримом под Белу Лугоши и повадками дрэг-квин.
Собиратель душ (2024)

Действие мистического хоррора Осгуда Перкинса происходит в 90-е, в штате Орегон: на протяжении десятилетий тут орудует неведомый серийный убийца, вырезающий целые семьи и оставляющий на местах преступлений загадочные послания. К расследованию привлекают детектива-экстрасенса Ли Харкер (Майка Монро), которая с помощью шестого чувства находит связь между преступлениями и выходит на след маньяка. Во много потому, что сама подходит под параметры его жертвы. Несмотря на то, что в фильме много потустороннего зла, есть и вполне конкретное — его играет Николас Кейдж, загримированный под зомби-версию глэм-рок-певца Марка Болана. Его выбеленное лицо с искаженными чертами врывается в кадр на первых же минутах, а дальше актер явно упивается каждым появлением: зловеще кривляется, фрикует и олицетворяет воистину потустороннее зло, от одного вида которого по коже бегут мурашки.
«Серфер» в кинотеатрах с 1 мая.
Ссылки по теме
Длинноногий психо: «Собиратель душ» — главный хоррор года с Николасом Кейджем в роли маньяка
На клеточном уровне: невыносимо талантливый мистер Кейдж
Мат без электричества: Николас Кейдж в «Истории бранных слов»
Свежие комментарии