На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

kino-teatr.ru

21 829 подписчиков

Свежие комментарии

Триумф российского автопрома: Репортаж со съемок фильма «Битва моторов»

Продолжаются съемки «Битвы моторов» — исторического фильма Ильи МаланинаНенормальный»), основанного на реальной истории рождения первого российского серийного автомобиля. В 1913 году машина, созданная энтузиастами на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге, стала триумфатором Ралли Монако. Преодолев тысячи километров европейских дорог и русских направлений, «Руссо-Балт» заявил о себе на весь мир, но зачинателем славной традиции отечественного автомобилестроения, увы, так и не стал.
Максим Гревцев побывал на съемках фильма о людях, беззаветно веривших в будущее российских машин.


Фото со съемок фильма Битва моторов

В 1910 году Ford Model T — «Жестяная Лиззи», самый массовый и доступный автомобиль в мире — можно было купить в России за 2700 рублей. Эта сумма примерно эквивалентна двум месячным зарплатам императорского министра: чего уж говорит о «доступности» транспортного средства для людей попроще. Тем не менее, в том же году в Санкт-Петербурге прошла уже третья Международная автомобильная выставка, на которой производители авто из разных стран представляли свои новинки. Какие-то из этих марок известны до сих пор: «Фиаты», «Рено» и «Пежо» все так же бегают по дорогам. Другие компании, увы, не пережили трудный XX век: исчезли «Чалмерсы» и «Бриско», «Де Дион-Бутон» и «Панар-Левассор». В числе пропавших автомобильных марок оказался и «Руссо-Балт» — удивительное творение Русско-Балтийского вагонного завода. Предприятие, создававшее поезда, самолеты (тут собирали первые в мире серийные бомбардировщики «Илья Муромец») и собственные автомобили, не смогло выдержать удары Первой мировой войны и революции. Оно ушло в историю, зато как! С размахом.

В главном зале Российского этнографического музея возрождают эту историю — печальную в силу упущенных возможностей, и в то же время романтичную.
Как и на той исторической автовыставке, стоят в два ряда полированные машины со всего света. Вокруг них фланирует заинтересованная техническими новшествами публика, на стенах висят рекламы шин, спидометров и лампочек. Негласная точка притяжения — на первый взгляд не слишком примечательный «Руссо-Балт» в кузове фаэтон. Российский автомобиль привлекает не столько диковинностью (не так уж он от остальных и отличается), сколько ценой. 7800 рублей — это уже даже не люкс. Тяжелый люкс. При том, что стоящий по соседству сигарообразный «Роллс-Ройс» и стоит дешевле, а выглядит презентабельнее. Но вряд ли он сможет соперничать с отечественной разработкой в национальном спорте — гонках по бездорожью. И это не попытка принизить российскую дорожную инфраструктуру, а известный факт. В 1900 году, когда в России прошла первая официальная гонка на автомобилях, ее так и рекламировали: «Гонка моторов Луга-Петербург. 132 версты очень плохой дороги». Победителем стал французский гонщик — единственный, кто умудрился хотя бы просто добраться до финиша. В этот момент автоэнтузиаст Андрей Нагель и понял, какой должна быть русская машина: не просто быстрой, но еще и чертовски надежной. Именно в «Руссо-Балте» он нашел этот идеал гоночного болида: злой тридцатисильный мотор позволял авто с двухглавном орлом на капоте преодолевать дорожные невзгоды (да хоть бы и взобраться на Везувий — было в истории «Руссо-Балта» и такое) и на равных конкурировать с европейскими концернами.

Триумф российского автопрома: Репортаж со съемок фильма «Битва моторов»

«Битва моторов» основана на ключевом событии в истории «Руссо-Балта» — Ралли Монако 1912 года, в котором экипаж Андрея Нагеля показал все, на что способен автомобиль российского производства. 3257 километров трассы от Санкт-Петербурга до Монако — по снежным бурям, туманам и распутице. И сейчас непростое путешествие, чего уж говорить о Европе начала прошлого столетия, когда асфальт все еще оставался для большинства жителей континента причудой городского благоустройства. Но режиссер заранее предупреждает: история хоть и реальная, но рассказана с долей вольности. Одна из самых важных — замена главного напарника Нагеля в этом путешествии. В реальной гонке вместе с ним в кабине «Руссо-Балта» находился гонщик Вадим Михайлов. В «Битве моторов» роль второго пилота отдана Дмитрию Бондареву — пионеру российского автопрома, сконструировавшему для «Руссо-Балта» двигатель. Получилась красивая сценарная сцепка: создатель машины и поверивший в нее гонщик вместе отправляются в большое путешествие.

«В полнометражное кино сложно вместить все события», — признается Илья Маланин. «Когда мы начали писать сценарную заявку, то сразу договорились, что некоторые вольности допустимы. Ведь наша история не столько основана, сколько вдохновлена этими людьми. Я прочитал каждую доступную биографию. Действительно, Вадим Михайлов был интересной личностью. Но есть еще и такой герой, который создал мотор. Очень хотелось, чтобы именно он [Бондарев], отвечающий за сердце автомобиля, отправился в финальную гонку, хотя это и не совсем верно с точки зрения исторической правды». К тому же, считает режиссер, такая сюжетная сборка позволяет поговорить о чем-то большем, чем просто винтажные машинки. «Гонки у нас присутствуют, но история все равно про людей. На фоне постройки автомобиля и его участия в гонках развиваются человеческие отношения. А отношения двух достаточно амбициозных мужчин всегда будут сопровождаться интересным внутренним конфликтом».

Фото со съемок фильма Битва моторов

Никто и не скрывает, что была в этом решении и параллель с реальностью: на съемках «Битвы моторов» тоже сталкиваются два амбициозных артиста. Роль Нагеля досталась Ивану Янковскому, инженера Бондарева же сыграет Юра Борисов. Два российских актера первой величины в одном кадре (и тесном «Руссо-Балте») — режиссер называет их «двумя разными планетами». И чем активнее они будут конкурировать за внимание зрителя, тем будет лучше для фильма. Хотя сами артисты с такой постановкой задачи могут и не согласиться. «Мы как две бактерии, которые вступили в симбиоз», — шутит Юра Борисов. «Заражаем всё». Утверждает, что не отходит от коллеги по съемкам ни на шаг, живет в его квартире и спит в его трейлере. Иногда его из этого трейлера выгоняют.

«Меня заинтересовала возможность поработать с Юрой и Ильей», — рассказывает Иван. «Я часто соглашаюсь на проект, не исходя из какого-то сценария. Интересна компания, которая собирается, от которой я хочу чему-то научиться. В данном случае у Юры: мы давно друг друга знаем, но не было возможности поработать. Для меня это было некой мечтой — просто вместе в этом повариться. Еще Илья — мы тоже друг друга давно знаем. А тут как-то все сошлось — мне стало не так важно уже, что написано в сценарии. Важна компания — это как маяк, как некий компас. И мы уже вместе заложим что-то, будем вести это вперед, рассказывать о том, что нас волнует».

Фото со съемок фильма Битва моторов

Сейчас Ивана волнует, например, то, что его не пускают за руль «Руссо-Балта». «Я сломал машину в первый же день. Благо это была репетиция, не съемочный период. Ее успели починить». Тут нужно успокоить поклонников автомобилей: ни один настоящий «Руссо-Балт» от рук артиста не пострадал. На данный момент известно лишь о двух машинах этой марки, чудом дошедших до наших дней: одна находится в Риге, другая в московском Политехе. В фильме о гонках их использовать никак бы не получилось: это уже не средство передвижения, а редкий музейный экспонат. Продюсер Петр Ануров отмечает: раритетный автомобиль никто даже на грязь поставить не разрешит, не то что кататься на нем по гоночной трассе. Поэтому создатели фильма обратились к специалистам, воссоздавшим «Руссо-Балты» и машины иностранных производителей по старым фотографиям. Новоделы отлично показывают себя на треке, задорно месят грязь и входят в крутые повороты. Сцены гонок снимают под Петербургом, чуть позже запланированы съемки в Сербии и Черногории, которые «сыграют» в «Битве моторов» всю заграницу разом — разнообразие ландшафтов позволяет странам быть хоть Францией, хоть Монако. И даже горным перевалом в Альпах.

Пока же съемочный процесс посвящен преимущественно производству «Руссо-Балтов» и их становлению в качестве первого серийного российского автомобиля. Алексей Гуськов играет в фильме председателя правления Русско-Балтийского вагонного завода инженера Михаила Шидловского. Солидный, сложившийся человек, он поверил в «завиральные идеи» молодых автомобилистов и развернул на мощностях предприятия новое производство. По словам артиста, будет в фильме одна сцена, в которой его персонаж раскроется особенно ярко: начальник завода, как правило, ставящий прибыль выше всего остального, совершит настоящий подвиг. «У героев Борисова и Янковского и моего героя — совершенно разное понимание жизни. Но герои объединяются благодаря общей идее — то, что совершат окажется чрезвычайно важным. Это будет такая штука, которой можно будет гордиться, и благодаря которой мы всю планету опередим».

Фото со съемок фильма Битва моторов

«Я вообще очень люблю с этим поколением трудиться...», — у Алексея Гуськова в последнее время и правда много проектов, снимаемых молодыми режиссерами: «Левша» Владимира Беседина, «Золотое дно» Ильи Ермолова. Теперь вот и «Битва моторов». Задор молодых авторов он сравнивает с эпохой девяностых и нулевых, когда в киноиндустрию точно так же переворачивали пришедшие в нее бывшие клипмейкеры: Федор Бондарчук, Михаил Хлебородов, Роман Прыгунов. «Сейчас очень интересное поколение режиссеров пришло. Думаю, вы видели «Пророка», а там режиссеру [Феликс Умаров] и тридцати не было! Это здорово. И у меня огромное чувство гордости, что я до сих пор могу им пригодиться, а не превратился в музейный экспонат».

Конечно, не может быть фильма, в котором всего три героя и один автомобиль. В «Битве моторов» собирается целая плеяда персонажей. Деловито вышагивающий около «Руссо-Балта» Алексей Розин играет инженера Петра Степанова — собирательный образ разработчика автомобиля. Ждут прибытия на автовыставку императора Николая II (Сергей Волков), который должен своим высоким повелением превратить «Руссо-Балт» их дерзкого эксперимента в «дело государственной важности». Есть, конечно, и противники этой дорогой игрушки, и ее прямые конкуренты. Актер Ехезкель Лазаров как раз играет одного из них — торгового представителя автомобильной марки «Бенц» Густава Листа, не воспринимающего конкурента в лицах создателей «Руссо-Балта» всерьез. Он добродушно смеется, когда мы называем его «плохим парнем»: «Как и любой актер, я не люблю так думать о своем персонаже. Какой же я плохой парень, если «Бенц» – лучший! Причем до сих пор. Вообще, история доказала, что Лист тогда был прав».

Ехезкелю не впервой работать в России — ранее он уже играл главную роль в сериале «Менталист», да и на родине, в Израиле, служил в основанном русскими эмигрантами театре «Гешер». Русский язык ему, правда, дается сложно — и это становится вызовом. «В Израиле со мной месяцами работал ассистент. Мне нужно изучить текст своей роли на иврите, чтобы иметь возможность говорить по-русски. Чтобы правильно расставлять акценты, говорить уверенно и четко. И это тоже своего рода актерская работа».

Триумф российского автопрома: Репортаж со съемок фильма «Битва моторов»

Тем не менее, контакт с российскими артистами налажен: «Я ведь сам никогда не учился актерскому мастерству. Я могу сравнивать только людей, а не актеров, поэтому меня на самом деле не волнует актерский метод. Я думаю, что партнеры — это партнеры, коллеги — это коллеги, а люди — это люди, и если вы хороший человек, то мне будет приятно играть вместе с вами. В конце концов, все дело в том, чтобы получать удовольствие. И чтобы получать удовольствие, вам нужно быть расслабленным, а чтобы быть расслабленным, вам нужно, чтобы вокруг были приятные люди». С последним проблем не возникает: все без исключения окружающие артиста российские звезды «very, very nice».

С таким же восторгом опыт работы над «Битвой моторов» описывает и Паулина Андреева, играющая роль автомобилистки Лидии — эмансипированной девушки, всерьез увлеченной совершенно «не женским» делом. За день до съемок сцены на автовыставке артистке довелось и самой прокатиться на историческом автомобиле. «Это очень здорово. Я поняла всех фанатов автомобилей по-настоящему, которые не просто ездят на «автомате», а чувствуют работу двигателя. Я его видела, открывала капот — это же произведение искусства! Видела все эти шестеренки (не знаю, как там и что называется), смотрела, как это все там пыхтит и работает, чтобы эта тонна ехала. Очень тяжёлый автомобиль. Но мне очень нравится его водить. Это довольно сложно и страшно, просто потому что на тебя возложена большая ответственность. Это музейный экспонат. Но мне кажется, мы с ним подружились».

«Все равно мы являемся заложниками кинематографической классической структуры. К сожалению, женщине не отдана сюжетообразующая роль, где она что-то бы меняла настолько серьезно, насколько, например, меняет персонаж Нагеля. Но мой персонаж интереснее, чем классическая героиня из больших исторических фильмов, осуществляющая роль возлюбленной главного героя. Такая героиня обычно либо подавляет, либо вдохновляет, а в итоге они с героем проходят все перипетии, соединяются — и вот уже любовь и семья». Героиня Паулины, по ее словам, там и сильна, что выходит за рамки устоявшегося типажа. Она горит автомобилями, профессиональное поддерживает гонщиков и призывает их к смелости, мотивирует на окончание миссии.

Фото со съемок фильма Битва моторов

Съемки «Битвы моторов» стартовали в феврале 2025 года, предстоит еще очень много работы для того, чтобы подготовить ленту к прокату. Впереди заграничные съемки, монтаж, работа с музыкальным сопровождением (Илья Маланин в этом плане очень принципиален — выбирает музыку только после того, как фильм готов, чтобы мелодия не довлела над действием). Фильм планируется выпустить в прокат в сентябре следующего года. Продюсер Петр Ануров сравнивает грядущий гоночный блокбастер с «Серебряными коньками» и «Пророком» — это будет молодое и яркое кино об автомобильной мечте, которая вспыхнула более столетия назад. «Руссо-Балтам» был отведен короткий жизненный путь: уже в 1919 году их производство было остановлено. После революции его создателей, инженеров, шоферов разбросало по миру: кто-то оказался в эмиграции и занялся мемуарами, другие остались поднимать уже советскую автомобильную промышленность. Один из заводов «Руссо-Балта» в московских Филях работает и сегодня. Правда, под другим названием, да делает уже не машины, а орбитальные спутники и ракеты-носители для национальной космической программы. А началось все с невзрачного фаэтона, который удивлял посетителей петербургской автовыставки в 1910 году. Еще бы, почти восемь тысяч рублей...

Ссылки по теме

"Русский огурец": В Подмосковье пройдут гонки на выносливость
«Ненормальный», «Вечная зима» и «Белый пароход» стали призерами фестиваля «Алафейская гора»
«Пророк. История Александра Пушкина»: Рифмы и панчи Солнца русской поэзии
Ссылка на первоисточник
наверх