
В России тридцатилетней давности все знакомо, мрачно и неприбрано. Пространство, в котором живет парень Руслан (Олег Чугунов) — это пыльные квартиры с коврами на стенах, выкрашенные тошнотворно-зеленой краской спортзалы, заброшки, гаражи и вставшие на вечную стоянку заводы. Братва жжет ларьки проштрафившихся коммерсов, старшее поколение яростно трясет газетой «Лимонка» и взывает к молодым лоботрясам: страну дербанят, почему вы ничего не делаете? А тут ничего, похоже, и не сделаешь: выпустившись из школы, Руслан не видит никаких жизненных перспектив. И занимается боксом, потому что образование в этом мире ничего не стоит, предприимчивость наказуема и только хорошо поставленный удар всегда в цене.
Вот уже три года Михайлов рассказывает зрителю тысячу и одну сказку о своем понимании мира: о впечатлениях от научных работ Владимира Проппа и древнеиндийских трактатов, русском двоеверии, то и дело просыпающейся в нем лудомании, уважении к творчеству рэпера Хаски и группы «25/17» (без камео Дмитрия Кузнецова и Андрея Позднухова тут никак не обойтись). Что не фильм, то новая строчка в поэтической автобиографии, визуализированный список рекомендованных к внеклассному чтению трудов. Многие детали этого большого конструктора уже встречались в других наборах: вездесущий покер («Поедем с тобой в Макао») и евангелисты-пятидесятники («Снег, сестра и росомаха») в «Путешествии на солнце и обратно» встречаются, как супергерои в кроссовере. Как в каких-нибудь «Мстителях», идеи и тропы из прошлых фильмов буйно разросшегося «Михайловверса» собираются в единый аудиовизуальный манифест. Режиссер, драматург и математик (немногие могут похвастаться наличием у себе одновременно и премии Андрея Белого, и звания профессора Российской академии наук) с пылкостью пастора-харизматика делится открывшимися ему чудесами, маскируя откровения под бандитский мрачняк. Он не стремится делать документально точный оттиск времени и уж тем более объяснять, как относиться к «лихим девяностым». Время как время — прошло, оставшись в памяти нечеткими образами, снами и памятными вещицами. Гораздо важнее, что даже здесь, в засиженных мухами квартирах, бандитских шалманах и подвальных качалках, можно снять кино о любви и чуде — последних оставшихся суперсилах, способных противостоять мировому злу.
«Путешествие на солнце и обратно» с 16 июля в онлайн-кинотеатре START.
Ссылки по теме
«Жар-птица»: Экзамен по красоте
«Все шутят, что у него секта»: Маша Мацель и Марк Эйдельштейн о работе с Романом Михайловым
«Надо снимать фильмы о любви»: Простое лекарство от расплавления мира
«Наследие»: Ладан, требник, два креста
«Снег, сестра и росомаха»: Позвонить своим и успокоиться
Свежие комментарии