
Но что еще смотрели наши бабушки-дедушки, родители, старшие братья-сестры или мы сами в первые годы российского сериалостроения, существующего уже 33 года? Что осталось в тени «Каменской», «Тайн следствия», «Улиц разбитых фонарей», «Бригады» и «Двух судеб»? Какие неограненные алмазы можно встретить среди скудных 90-х и богатых нулевых? Что внезапно вспоминается по дороге на дачу или во время обеда? Что полюбилось, несмотря на изобилие «косяков» и штампов? Мы предлагаем вам посмотреть 33 сериала (включая хиты), созданных как в лихие 90-е, так и в первую пятилетку 2000-х.
90-е

После развала Советского Союза под молчаливое ликование западных не-партнеров отечественное кино оказалось на распутье. Время перестроечной «чернухи» еще не прошло, а новые идеи еще не зародились. Ситуация усугубилась через пару лет из-за финансовой и политической нестабильности, и кинематограф в стране практически исчез, уступив место Голливуду. В то же самое время, благодаря появлению и развитию новых телеканалов (ОРТ, НТВ, ТВ-6, РТР, РЕН ТВ, СТС, ТНТ), которым требовалось заполнить сетку вещания не только зарубежной, но и отечественной продукцией, некоторые кинематографисты озаботились сериальным производством.
Первые сериалы создали еще в 1992 году. Это не только «Горячев и другие», но и киноповесть «Мелочи жизни» со множеством хороших актеров разного поколения (от Александра Ильина-младшего до Василия Ланового), первый молодежный сериал «АБВГД Ltd» с участием Гоши Куценко, Марии Порошиной, Кирилла Гребенщикова, Антона Табакова и Ярослава Бойко, криминальная социальная драма «Рэкет» про честного тележурналиста, предвосхитившая «Бандитский Петербург», и комедия «Музыкальный прогноз» с Ингой Ильм и звездами эстрады. В том же году Сергей Бондарчук приступил к съемкам многосерийной адаптации «Тихого Дона» Михаила Шолохова, а Георгий Юнгвальд-Хилькевич закончил работу над четырехсерийным приключением «Мушкетеры двадцать лет спустя». Были и другие экранизации в этот тяжелый период: мистическая «Квартира» с Вячеславом Невинным по повести Вячеслава Пьецуха «Новая московская философия», драма «Белые одежды» с Валерием Гаркалиным по одноименному роману Владимира Дудинцева, «Дымъ» с Владиславом Ветровым по классическому произведению Ивана Тургенева и историческая драма «Тишина» по одноименному роману Юрия Бондарева.

Именно лихие 90-е сформировали жанровый костяк отечественного сериалостроения. Телеканалы и начинающие продюсеры стали отдавать предпочтение мелодрамам и семейным сагам («Азбука любви», «День рождения Буржуя» с Валерием Николаевым и Ириной Апексимовой, «С новым счастьем!» с Ириной Муравьевой и Александром Михайловым), криминальным драмам и боевикам («Русский транзит» с Евгением Сидихиным, «Агент национальной безопасности»), детективам («Улицы разбитых фонарей», «Каменская», «Д.Д.Д. Досье детектива Дубровского», «Сезон охоты» с Игорем Шавлаком), комедиям («Кафе "Клубничка"» с Галиной Польских, Натальей Крачковской и Александром Демьяненко), экранизациям («Чехов и К°» от МХТ имени Чехова) и молодежным сериалам («Будем знакомы!», «Простые истины»).
Были и эксперименты вроде «33 квадратных метров», пародии Юрия Мамина «Санчо с ранчо» и комедий Анны Пармас «Осторожно, модерн» и «Полный модерн!» с Дмитрием Нагиевым и Сергеем Ростом. Владимир Краснопольский и Валерий Усков поспособствовали развитию исторических полотен, сняв «Ермака» с Виктором Степановым, а Сергей Жигунов в качестве продюсера оказал сильное влияние на масштабные экранизации. Кроме того, вышли телеверсии таких нашумевших фильмов, как «Барак» Валерия Огородникова, «Зимняя вишня» Игоря Масленникова и «Трагедия века», смонтированная Юрием Озеровым из «Освобождения» и «Битвы за Москву».
«Горячев и другие» (1992-1994)
Родоначальник российских мыльных опер Юрий Беленький снял чуть ли не документ эпохи — остросюжетную драму про Валерия Горячева (Игорь Бочкин), который после пяти лет тюрьмы возвращается домой и не узнает ни Москву, ни страну. На дворе лето 1992-го, СССР больше нет, а новое государство еще не сформировалось. Повсюду бесконечная торговля и бандитский беспредел, и герой пытается жить честно в этом обезумевшем мире. Сценарий писался специально под Бочкина, с которым режиссер работал годом ранее на съемках фильма «Круг обреченных». Мать главного героя воплотила Людмила Чурсина, его друга Павла, ставшего бизнесменом, — Алексей Гуськов, а еще одного ключевого персонажа — актрису Оксану Ромашко — Инга Ильм и заменившая ее Екатерина Семенова. В сериале также можно увидеть Всеволода Ларионова, Анну Каменкову, Александра Пескова, Игоря Верника, Сергея Гармаша, Бориса Романова и даже будущего маститого режиссера Андрея Звягинцева. Песню в финальных титрах, написанную на стихи Зинаиды Гиппиус «Страх и смерть», исполняют в разных сериях Филипп Киркоров и Лариса Кандалова. Сериал стартовал на «1 канале Останкино» в феврале 1993-го и продержался до 1994-го, после чего его закрыли из-за отсутствия финансирования. Сам Беленький недолго сидел без дела — в 1996-м он приступил к работе над комедией «Кафе "Клубничка"», а в 1999-м стартовал его молодежный телероман «Простые истины».
Ссылки по теме
«Кинотавр»: Краткая история российского кино на фоне истории страны
Фильмография игровых фильмов по теме трансформации образа Западного мира
Свежие комментарии