
Полный противоречий Декстер — идеальный материал для психологического анализа. Его богатой на отклонения от социально-одобряемых норм психике даже посвящена целая книга - «Психология Декстера». Впрочем, поставить конкретный диагноз телевизионному Декстеру практически невозможно. Во-первых, это вымышленный персонаж, придуманный человеком, далёким от психиатрии. Во-вторых, Декстер стремительно меняется в течении всего шоу, потихоньку обретая некоторые признаки психического здоровья. А в-третьих, самовосприятие Декстера по большей части основано на убеждениях, навязанных ему приёмным отцом. Однако диванные психологи и лицензированные специалисты не сдаются в попытках определить, каким же именно расстройством страдает Декстер.
Шизоидное расстройство личности
Фанаты шоу уверены в том, что Линдсей ошибается, и Декстер вовсе не психопат, а «скрытый шизоид» - то есть человек, страдающий Шизоидным расстройством личности и хорошо это скрывающий. Шизоидам, как и психопатам, присуща антисоциальность. Но совершенно иного рода. Люди, страдающие шизоидным расстройством личности, испытывают трудности в общении с окружающими и отличаются замкнутостью. Декстера с шизоидами роднит холодность, монотонная манера речи и неизменное выражение лица (в ситуации, когда ему не нужно притворяться перед другими людьми). «Увлечения и хобби шизоидов обычно оригинальны и странны с точки зрения обычного человека» - гласит википедия. Хобби у Декстера и впрямь оригинальное, и вызывает у него гораздо больше эмоций, чем что бы то ни было ещё. Проблема в том, - пишут авторы теории о шизоидном расстройстве - что серийные убийцы почти всегда антисоциальны и никогда не страдают шизоидным расстройством. Но и Декстер не типичный серийный убийца. Его убийства не связаны с сексом или ощущением власти, его совершенно не заботит освещение его деятельности в СМИ, и он просто хватает своих жертв, вместо того, чтобы заманивать или обманывать их.

Посттравматическое стрессовое расстройство со вторичными психотическими проявлениями
Также среди поклонников шоу бытует мнение, что Декстер вовсе не психопат, а жертва тяжелейшего ПТСР и экспериментальной психиатрии доктора Эвелин Вогель (Шарлотта Рэмплинг), которая фактически вырастила из него серийного убийцу, давая советы по воспитанию психопата его приёмному отцу. Все условия для получения ПТСР, описанные в классификации психических расстройств, соблюдены: на глазах у трёхлетнего Декстера распилили бензопилой его мать. Заляпанный брызгами её крови Декстер совершенно точно испытывал ужас и ощущение беспомощности. Ретравматизацией в этом случае можно считать модус операнди Декстера, который имеет обыкновение расчленять своих жертв. При этом он на три десятилетия забывает о том, что с ним случилось (пока его брат не помогает ему вспомнить), ощущает отчуждённость от окружающих его людей и не тешит себя долгосрочными планами на будущее, не считая для себя возможным завести семью и детей. Все эти черты также очень характерны для людей, страдающих ПТСР. А долгие беседы с воображаемым покойными отцом и ощущение, что жажда убивать управляет его, Декстера, волей, могут вполне сойти за психотические проявления, развившиеся на фоне ПТСР.

Жертва нарциссического родителя
Авторы упомянутой книги «Психология Декстера» предлагают теорию, смысл которой сводится к популярной формуле «Все проблемы из-за семьи». Очевидно, что с генетическим наследием Декстеру не повезло - его биологический отец не вылезал из тюрьмы, мать страдала наркотической зависимостью, оба, что называется, «плохо кончили», оставив Декстеру на память лишь тяжёлое потрясение. Но его приёмный отец, по мнению авторов книги, тоже был не совсем психически здоров. Обратив внимание на тревожные наклонности мальчика, Гарри складывает в уме дважды два (гены + пережитое потрясение) и делает поспешный вывод о том, что в его доме растёт психически обречённый человек. Заручившись совпадающим с этим выводом мнением профессионального нейропсихиатра Эвелин Вогель, Гарри начинает бессознательно внушать Декстеру, что он, увы, психопат и будущий дворник убийца. В сознании Декстера он предстаёт идеальным родителем, излучающим безусловную любовь к ребёнку, которого он принимает таким, какой он есть. И не пытаясь переделать его «натуру», стремится помочь ему безболезненно встроится в общество, оставаясь самим собой.

Авторы книги отвлеклись от этой сусальной трактовки и предположили, что Гарри - нарциссический родитель, который ставит свои интересы выше интересов ребёнка и, распознав в нём источник зла, стимулирует и разжигает его жестокие побуждения. Гарри эмоционально вовлечён в «хобби» Декстера и доволен его убийствами, он проявляет агрессию и излишнюю прыть во время тренировок с сыном. Он играет слишком активную роль в «желании» Декстера убивать, буквально заставляя его это делать. Сам Гарри неоднократно проявляет нетерпимость к преступникам и ассоциирует себя с фигурой спасителя, передавая этот образ мышления Декстеру и делая из него своеобразное орудие правосудия. Отсюда и парадоксальные страдания Декстера, не свойственные истинным психопатам. После смерти Гарри Декстер продолжает убивать как будто для себя, думая, что он пристрастился к этому занятию. Но при этом испытывает сильные сомнения в том, что это правильно. Таким образом, его зависимость есть лишь его желание доставить удовольствие отцу, с которым он ведёт диалоги даже после его смерти, как будто пытаясь получить от него одобрение.
Смотрите сериал «Декстер: Новая кровь» на Амедиатеке
Ссылки по теме
Убей меня, Декстер, убей! 24 самых ярких противника судмедэксперта-маньяка
«Декстер: Новая кровь»: Возвращение многосерийного убийцы
Свежие комментарии