Суздальский фестиваль-2018: Новые имена, которые следует запомнить
За последние 10-15 лет жизнь авторской анимации решительно изменилась. Если раньше на фестивалях в центре внимания были работы мэтров авторского кино, то сегодня все чаще самыми интересными становятся студенческие и дебютные программы. Так было и на нынешнем Суздальском фестивале, представившем целую плеяду новых имен.
Александра Деева «2,5 секунды» Cовсем коротенький фильм, созданный в колледже ВГИКа в рамках мастер-класса по технике Гила Алькабеца. Суть метода, с которым Алькабец гастролирует по миру и который перенимают другие преподаватели, состоит в следующем: через поток ассоциаций каждый участник выбирает себе некую тему (сюжет), после чего назначается дата премьеры фильма (например, через неделю), делается афиша и пригласительные, а затем – хочешь-не хочешь, умеешь-не умеешь - нужно сделать кино для этого показа. «2,5 секунды» длятся на самом деле 2,5 минуты и были сделаны за 2,5 недели, а рассказывают действительно про очень короткий момент: на концерте девочка, чтобы лучше видеть, залезает на плечи к высокому парню и… падает. Именно этот момент падения, растянувшийся во времени, описан в фильме: все те мысли, которые проносятся в голове у человека перед лицом неизбежной катастрофы (пусть и маленькой), попытки просчитать последствия, найти выход, сожаления о допущенных в жизни ошибках и воспоминания о маме, конечно, как же без этого. Фильм сделан не то чтобы умело и совсем этюдно, но настолько живо, забавно, точно, что сразу наводит на мысль о большом режиссерском будущем юного автора. Смотреть фильм Екатерина Михеева «Дача, пришельцы, огурцы» Студентка второго курса факультета дизайна Высшей школы экономики, Екатерина Михеева, дебютировала не только за себя, но и за свой ВУЗ, поскольку ВШЭ – новое учреждение в сфере анимационного образования, и «Дача» - первая от него работа, попавшая в конкурс Суздальского фестиваля. Дизайн и впрямь у фильма отличный, в стиле модного молодого британского аниматора Николаса Менарда. А история чисто русская – с мужиком в тельняшке, дачей, огородом и огромным количеством огурцов (свежих и консервированных). Именно с их помощью российский супермен побеждает НЛО. По жанру «Дача» не более чем анекдот, но как это случается с точными и действительно остроумными анекдотами, фильм выходит и на какой-то философский уровень, рассказывая о простом, «сермяжном» отношении к жизни, которое неизменно берет верх над сложными инопланетными материями. Надежда Федотова «Игра в людей» Надю Федотову фестивальная публика впервые заметила, благодаря ее студенческой работе - фильму «Боль», рассказывавшему о сложных отношениях между мужчиной и женщиной. Фильм начинался сценой, где девушка буквально распадалась на части, а мужчина отчаянно пытался ее собрать, и эта сильная метафора как сквозная ниточка проходила через всю короткометражку. «Боль» была сделана как студенческий фильм во ВГИКе (мастерская Валентина Ольшванга). «Игра в людей» - дипломная Надина работа. Здесь та же острая нервная графика и тоже история трудных отношений, однако все сделано уже с заметным ощутимым мастерством режиссера, почувствовавшего вкус к монтажу, сложному ритму повествования, насыщенному артистичному звуку. Надины фильмы трудно поддаются пересказу. В них узнаются приметы повседневной жизни, отдельные фрагменты и сценки, из которых можно вроде бы склеить историю, однако сама история не во внешних событиях (героиня принимает душ, герои едут в поезде, карточная игра), а в эволюции безумия, иррациональных, тревожных, даже трагичных чувств и ощущений, прорывающихся через ткань обыденной жизни. Галина Голубева «А как наши космонавты» Галина Голубева - опытный художник, работавший много лет на пластилиновых мультфильмах студии «Пилот» и сумевший довести пластилиновую технику до невероятных высот. Ее режиссерский дебют, созданный на курсах при студии «Союзмультфильм», тоже пластилиновый. В «Пилотовском» духе он обыгрывает народные мотивы (эстетика лубка), сочетая их с современным дизайном и неожиданным содержанием. В основе фильма - народная песня, рассказывающая о полете в космос. Иллюстративный ряд под стать: космическое путешествие предстает здесь примерно в том же ключе, в котором описывались путешествия первооткрывателей в далекие земли (со всякими заморскими инопланетными чудесами и небывальщинами). А за кадром между тем звучит реальный голос Юрия Гагарина, что добавляет фильму очарования и лирическо-комический эффект. Максим Литвинов «Красный гараж» Максим Литвинов впервые удивил в 2014-м году, когда в сети появилась его короткометражка Birder Dash. Аниматор-самоучка из Нижнего Новгорода, он сделал такую самобытную и профессиональную работу, на какую и выпускники ведущих ВУЗов не всегда способны. С тех пор Максим успел отучиться в La Poudriere - одной из ведущих в мире школ авторской анимации, - и теперь вернулся в Россию с новой работой. «Красный гараж» - это история про тщедушного очкарика, который мечтает пойти в гараж на концерт любимой группы, однако проход ему застит громила, способный одним ударом кулака выбить зуб. Герой не сдается: он готов биться за свое место перед музыкальной сценой. Фильм, впрочем, поражает не столько историей, сколько графикой, а главное - анимацией: эластичной, сюрреалистичной, напоминающей о работах Коджи Ямамуры и Поля Дриссена, анимацией, которая крайне далека от реалистичного движения, избыточна, хаотична и иррациональна. И хотя сейчас такой стиль кажется больше любопытным формальным приемом, можно вообразить, как мощно он будет работать, когда ляжет на соответствующую по духу историю. Ирина Эльшанская «Белоснежье» Имя Ирины Эльшанской уже звучало на фестивалях, при этом не только российских. Ира закончила Академию Бецалель в Израиле и дебютировала со студенческой короткометражкой «Теплый снег» - душевной историей про отношения отца и дочери. Нынешняя работа – не так уютно трогательна, зато философски-концептуальна. Главный герой фильма – пластилиновый человечек, который находится в белоснежной комнате. Каждое его движение, каждый шаг оставляет след, портя изумительное белоснежье, и весь фильм напролет человечек пытается избавиться от собственных следов, подтирая их тряпкой, однако в процессе уборки оставляя грязи еще больше. Вроде бы простой этюд, понятный любой домохозяйке, к финалу оказывается метафорой даже не только творчества, а в целом эмоциональной жизни человека, тратящим все силы на то, чтобы вписаться со своим сложным внутренним миром в странные, не понятно кем заданные, а возможно, и не заданные вовсе, а почему-то принятые им по умолчанию, внешние рамки. Екатерина Филиппова «Хоботенок» Катя Филиппова сделала уже несколько работ, и каждый новый фильм - это шаг вперед. «Хоботёнок» - это уже вполне зрелая и мастерская работа, заявляющая о Кате как о состоявшемся режиссере. Стильный, изящный фильм рассказывает детскую сказку про слоненка с очень длинным хоботом. Понятно, другие звери над слоненком издеваются из-за длинного носа, поэтому герою одиноко, и не удается найти друзей. До тех пор, пока другие звери не попадают в беду, а длинный нос не оказывается для них спасением. Полина Федорова «Бирюк» Пока Суздальский фестиваль показывал программу, пришли вести с фестиваля в Аннеси - а именно то, что мультфильм «Бирюк» попал в конкурс этого престижного смотра. Судя по всему, западный фестивальный зритель запал, наконец, на нашу екатеринбуржскую школу. И это неудивительно. Фильм «Бирюк», созданный в лучших традициях екатеринбуржской анимации, это еще одна история об ужасах детства (из таких страшилок можно уже альманах сложить, чередуя зарисовки социальных кошмаров, вроде похода в детский сад, с жуткими детскими снами и фантазиями). Бабушка пугает непослушную внучку ужасным Бирюком. И во сне девочке действительно являются кошмары - когтистые, жуткие и разлапистые, исполненные в нервном темном монохромном графическом стиле. Анна Юдина «Коля и старушки» Юдина – человек в анимационном кино уже известный. Она состоялась как мультипликатор и как сценарист, а сейчас сделала свой режиссерский дебют. Делала тщательно и долго (куда дольше, чем предусматривалось стандартными сроками) – и в результате создала вполне классического вида и изумительного качества короткометражку. Речь в ней о мальчике Коле (подвижном, озорном пареньке), чью детскую жизнь отравляют старушки. Голубей им не гоняй, бегать не бегай, шуметь не шуми, - совсем парня извели. Доведенный до отчаянья, Коля обещает вырасти и бабушкам отомстить. И вырастает. И становится водителем автобуса. То, что начинается в стиле «доброго» кино, продолжается как черная комедия, а заканчивается, если подумать, как социальная сатира про неуважение к старшим. И впрямь: уважение должно быть взаимным. Мария Конева «Вдоль и поперек» С Машей Коневой тоже анимационное сообщество уже вполне себе знакомо. Много лет Маша работала в студии 7BioZ, занимаясь с детьми анимацией. В 2013-м году закончила школу-студию «ШАР», и замысел фильма про зебру появился только тогда. Но сделался фильм уже несколько лет спустя на студии «Аквариус фильм». Еще до Суздаля «Вдоль и поперек» успел побывать на фестивале в Берлине. Стильная Машина работа – вполне в духе «Шаровской» школы: лаконичное черно-белое изображение, игра с формой и ритмом заставляет вспомнить и «Умба-умба» Константина Бриллиантова, и «Гамлет. Комедия» Евгения Фадеева (который, к слову, работал и на «Вдоль и поперек»). За мельканием полосок и формальной игрой истории в фильме можно и не заметить, между тем она есть и весьма элегантная: наблюдая за занимающимися любовью бабочками, зебра начинает испытывать непонятную тоску и искать что-то неведомое. Поиски увенчиваются успехом, когда девочка-зебра находит другую зебру. Финал предсказуем – со всеми вытекающими бабочками. Анастасия Мелихова «Первый гром» Недавняя выпускница Уральской государственной архитектурно-художественной академии Анастасия Мелихова сделала свой дебют там же в Екатеринбурге с бывшими сокурсниками. «Первый гром» - это поэтическая сказка о наступлении весны: маленький человечек, закутанный в теплую одежку, сидит в угрюмом доме, когда озорные капельки отнимают у него зеркало. Выбежав за ними на улицу, человечек встречает весну в обличье прекрасной женщины. Над головой звездное небо, под ногами тает лед, появляются первые цветы и насекомые... Поэтические фильмы о природе аниматоры пытаются сделать часто, но мало кому удается делать такое кино по-настоящему хорошо. «Первый гром» поржает своей невероятной красотой, легкостью, какой-то хорошей свежей эмоцией, и точной изысканной формой, и хотя для Анастасии это первое кино, его одного достаточно, чтобы говорить о ней как о зрелом, очень профессиональном режиссере.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии