На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

kino-teatr.ru

21 830 подписчиков

Свежие комментарии

«Злой дух расширял свои границы»: Степан Бурнашев — о якутском хорроре «Проклятая земля. Рок»

Неутомимый якутский мастер на все жанры Степан Бурнашев, одинаково ловко снимающий про зомби и дальнобойщиков, готовит цифровую премьеру новой картины — «Проклятая земля. Рок». Это фолк-хоррор о студентке-художнице Алене (Виолетта Христофорова), которая приезжает из Москвы на родину, в Республику Саха, узнав о пропаже матери (Надежда Ушницкая). Дома ее ждет встреча не только с родственниками, но и историей рода, проклятиями и злой памятью места. Мы поговорили с режиссером о фильме, мистических случаях на съемках и шаманских практиках, зачем некоторые якутские семьи переименовывали детей и какой якутский хоррор напугал всю республику четверть века назад.


Об истоках «Проклятой земли» и якутском хорроре



Проект был сперва не мой: на меня вышел один продюсер и предложил сделать продолжение истории 1996 года. Это «Проклятая земля» Эллэя Иванова, которая в свое время была очень популярна, в детстве все ее смотрели. И взрослые, и младшие — мы все пугались этого фильма. Спецэффекты, конечно, совсем топорные были, но в то время мы очень живо реагировали. Это был, наверное, самый первый хоррор, который проявился для массового зрителя Якутии по телевидению.



Я немножко оттуда взял, что знахарка попыталась вылечить ребенка, поняла, что дело нечисто, и сказала переименовать. В якутском языке не говорят «шаман», «шаманка». В женском роде это «удаган». И вот Алена должна была стать удаганкой, но для того чтобы ею стать, они же очень сильно болеют, многие умирают, не выдерживают. Получается, шаман искал ее, чтобы передать свои силы, а родители ее спрятали от него. И когда она уже узнает, произносит свое имя, тут шаман и зовет ее к себе. Так она попадает к могиле шамана, потому что прапрапраправнучка, — и идет обряд перезахоронения.


О русских и якутских именах



У нас у большинства российские имена, это произошло еще до Советского Союза. В XIX веке стали всех переименовывать и крестить. Вроде бы всех крестили, всем дали русские имена, но, к счастью или к несчастью, у нас такая образовалась двойная вера. Вроде бы и крещеные, а вроде бы и духов не забывали почитать. И так сложилось, что, конечно же, все стали давать имена своих знакомых, бабушек, дедушек и так далее. И вот я, допустим, Степан Степанович, но моего младшего зовут Сайдам по-якутски.

Сейчас популярно называться якутскими именами: многие вообще и имя, и фамилию меняют в паспорте. Уже с 90-х, наверно, с развала Союза, в Якутии становились более популярными и чаще встречались якутские имена. В наше время такого не было. Мы с обычными именами — и ничего, живем.


О запрете на шаманизм в советское время



Шаманизм был параллельно с православием. У нас, вообще, с религией стали бороться после революции, и я узнал, что у нас была организация под предводительством Емельяна Ярославского, называлась она «Союз воинствующих безбожников». Они ездили по улусам и показывали представления. Устраивали шоу с актерами: брали своего попа, своего шамана, собирали весь народ и разоблачали их. Вызывали священника, допустим, и в пух и прах его религиозные видения разбивали. Шамана вызывали: он камлал, изо рта шла кровь — потом останавливали и показывали всем, что у него есть тюбик, и он вас всех дурит. И так далее, и так далее.

Так что было время, когда охота на ведьм устраивалась: многих репрессировали, многих убивали. Много историй с этим. А шаманы в ответ проклинали, конечно. У нас даже была в разработке история... Парень из Москвы прилетает в Якутию — изучать сейсмическую активность, а в конце выясняется, что он потомок красноармейца, который убил шамана. Вот шаман его таким образом вызвал. Много было таких историй, в книгах описано, как нквдэшники устраивали шоу для себя и своих жен: собирались в клубе, вызывали шаманов на сцену и говорили показывать. Не показывает — в тюрьму. Некоторые показывали, и от увиденного они там выбегали из клуба: там в зале шел снег, дождь, иногда шаман превращался в дух медведя — всякие такие вещи. Есть истории, когда шамана закрывают за решетку, садятся заполнять документы, а шаман проходит мимо. Говорят: «Как ты вышел?» Идут обратно — а там закрыто.

Но шаманы по большей части вытворяли это не реальными превращениями. В якутском языке есть такое выражение — «Харах баайыыта», «завязывать глаза». Просто они умели создавать иллюзии. И люди видели то, чего на самом деле не существует. Я слышал реальные такие истории. Когда советская власть не разрешала якутам обращаться к своей религии, к своей вере, обещали очищение священных мест. Кто противился — того расстреливали, и так далее. Было время, полной анархии, а там же еще не устаканилось, нормального государственного строя после развала империи не наступило. Было много безбашенных людей, и я слышал истории, где реально пропадали люди, потомки шаманов, которым сказали перезахоронить тело через сто лет, а они тупо не знали, где оно находится. Носители информации были уже убиты, и они не знали, где их предок и куда идти, чтобы перезахоронить.


О расцвете якутской коммерции в начале XX века



В имперское время сперва было жестко, с первым приходом. Потом адаптировались к Российской империи: у нас все наладилось, очень хорошо шла торговля в Китай и Японию. Еще у нас же были очень хорошие коммерсанты, если по-современному. Вот Генри Форд в 1915-м, по-моему, году выпускает серийный свой первый автомобиль, и в следующем году у якутского бизнесмена бегала эта машина в Якутске. Они уже влились в это, были магазины в Москве, там особняк был, где сейчас представительство республики, даже магазины в Канаде были.

Там много прикольных историй. У нас в Якутске в лучших домах в то время было хорошим тоном общаться на якутском языке. Разные бизнесмены, даже из Англии, Японии, Москвы и так далее, собирались в лучших домах, и этикет такой образовался, что они общались на якутском языке между собой.

Потом резко случилась Гражданская война, раскулачивание — и вот это все потерялось. К власти пришли другие люди, все стали менять — и много было фанатиков. Сейчас у нас Этнографический музей имени Ярославского, и я где-то читал, что Ярославский очень много уничтожил в то время. В том числе вел жесткую борьбу против шаманизма, против христианства. Этот устой именно двух религий, который образовался в XIX веке, они в XX все уничтожили. И этот Союз воинствующих безбожников — у них был филиал в Монголо-Бурятске, в Якутске. Они там собирались на семинары, обменивались опытом. Очень смешно, конечно. Я изучал этот вопрос, когда хотел одну историю снять, историческую про те времена, но пока отложил.

Ссылка на первоисточник
наверх