На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

kino-teatr.ru

21 827 подписчиков

Спектр чувств: «Семейное счастье» – лирическая поэзия цвета

В основном конкурсе 47-го ММКФ состоялась премьера фильма Стаси Толстой «Семейное счастье», снятого по мотивам одноимённой повести Льва Николаевича Толстого. О том, как костюмированная драма передает процесс угасания любви, рассказывает Яна Перфилова, студентка четвёртой Школы кинокритики имени Валентина Курбатова (мастерская Екатерины Визгаловой).

Спектр чувств: «Семейное счастье» – лирическая поэзия цвета

«Семейное счастье» – фильм, созданный с особым вниманием к кадру. Символика картины, основанная на психологии цвета, позволяет подобрать ключи к смыслу истории, сильнее воздействовать на эмоциональное восприятие.

После потери родителей семнадцатилетняя Маша (Евгения Леонова) влюбляется в своего опекуна Сергея Михайловича (Евгений Цыганов), значительно превосходящего ее годами близкого друга отца. Взаимное чувство вспыхивает жарким пламенем, освободившись от томительного ожидания: и вот огонечки церковных свечей освещают таинство венчания – теперь они муж и жена перед Богом. Бесконечно счастливые, окрылённые… До тех пор, пока оба не осознают ошибочность поспешного решения. Любовь оказывается лишь тающей со временем привязанностью, влечением и разбивается о бытовые ссоры и ревность. В отличие от литературного первоисточника герои картины не постигают семейного счастья.

Главным художественным средством, передающим угасание чувств и изменение характеров персонажей, становится цветовая палитра. Для художницы-постановщицы Ксении Беляевой это третья работа в полнометражном кино, до нее она декорировала фильмы Романа Михайлова, где так же замечательно выстроена работа с цветом в кадре, передающем гипнотическую атмосферу путешествия во сне («Наследие») или полунеонового мира подпольного казино («Поедем с тобой в Макао»). Однако в фильме постановщицы Стаси Толстой перед ней стояла совершенно другая задача…

Спектр чувств: «Семейное счастье» – лирическая поэзия цвета

Первой половине фильма свойственны насыщенные цвета: зелень травы, жёлтые колосья в поле, белые интерьеры террасы и нежно-голубые обои в комнате. Особенно ярки те кадры, в которых по сюжету Маша находится в компании Сергея Михайловича. Когда же он уезжает, изображение становится блеклым – не только цвет, но и его характеристики напрямую зависят от настроения героини. И одета она преимущественно в белый или светлые тона, символизирующие юность, чистоту и непорочность.

Во второй половине в обустройстве домов, в одежде персонажей будут чаще встречаться синий, фиолетовый, коричневый. И почти всегда в кадре будет чёрный. Тёмные цвета в интерьере (стены, мебель) имения матери Сергея Михайловича (Ирина Розанова) становятся символом закрепощения: в доме свекрови, где действуют строгие порядки, свободолюбивую Машу будто бы помещают в клетку. Здесь же случаются первые мелкие ссоры с мужем от недопонимания, а наряды Маши имеют приглушённые оттенки. Возвышенное чувство (около) любви не спасает молодую жену от тоски и внутреннего одиночества (ведь супруг постоянно занят делами в имении), не защищает от страха перед обыденностью.

Спектр чувств: «Семейное счастье» – лирическая поэзия цвета

Семейная чета едет в Петербург, где всюду блеск, звон бокалов, стук каблуков, где белый – уже не цвет чистоты, а завлекающего обмана. На первом балу Маши все вокруг в белом. Но через несколько эпизодов мы увидим раут у Маркиза (Владислав Ценëв), на котором гости и сама героиня (впервые) будут одеты в чёрный, недвусмысленно изобличающий греховную, порочную природу собравшихся. И ревность Сергея Михайловича к жене, танцующей с Маркизом, и её намерено вызывающее поведение подведёт семейную жизнь к краю пропасти.

Последний эпизод, когда мы видим белый цвет, – день рождения главной героини. На пикнике почти все собравшиеся снова в белом – под маской притворства и лжи. Сергей Михайлович уверен: Маркиз играет с Машей, с её чувствами… Когда она остаётся с ним наедине, кажется, что должна последовать измена, но Маша сохранят верность мужу. Правда возвращается к нему не в белом, а в чёрном платье: пусть она непорочна в поступках, греховные помыслы всё равно коснулись души. Именно в этот момент семейные узы, чувственная связь героев окончательно рвётся. Испаряется образ милой звонкой девушки, нет благородного сдержанного мужчины. Есть люди, которые увидели друг друга без налёта очарования.

Спектр чувств: «Семейное счастье» – лирическая поэзия цвета

Темный цвет не оставляет Машу до конца фильма. В финале приобретет значение траурности – у Сергея Михайловича умирает мать. Последний эпизод разворачивается в Машином родном имении. Кадр наполнен светом, тёплыми красками природы (героев окружают деревья, цветы), но они приглушены. Героиня – в тёмном платье. Она стала матерью, чего не хотела в начале, принесла себя в жертву «счастливой» семейной жизни. В этот момент сбывается пугающее предсказание свекрови: Маша неизбежно станет похожа на неё, повторит судьбу.
Свет сменяется темнотой, а радость – покорным молчанием. На признание мужа в любви Маша отвечает ласковым «Тише». И последняя фраза в фильме «Всё хорошо» не звучит уверенно, она словно настойчиво убеждает в правильности того, к чему пришли герои, оставляет нас переживать сопричастность чужому горю и обреченности, глубоко запрятанному в душе.

Ссылки по теме

«Самозванцы», «Зомби-вампиры из космоса», «Нечто из унитаза»: Самое интересное кино ММКФ-2025
Фильмы Ивана Соснина, Андрея Зайцева и Антона Маслова вошли в конкурсную программу 47-го ММКФ
Евгений Цыганов получит шанс на «Семейное счастье»
У «МТС» появилась собственная студия производства фильмов и сериалов KIONFILM
Ссылка на первоисточник
наверх