
1919 год, окончательная гибель империи, власть меняется быстрее, чем окружающие нас сейчас ковидные ограничения, поэтому каждый зарабатывает, как пока может. Лев Троцкий (и это не Хабенский, как в аналогичном сериале все той же «Среды») проворачивает аферу с царской реликвией – драгоценным жезлом, который нужен, как говорится, и вашим, и нашим. Сокровище отправляется в «красном» поезде, куда неожиданно врывается почти повешенный Ибрагим Бендер (Сергей Безруков, так метафорично и окончательно расставшийся с давним кинобразом Иешуа из другой классики). На поезд нападают воинственные анархисты, человек, сопровождающий судьбоносный жезл, прячет его в один из гробов, тут же путешествующий в дивный Солнечноморск, и перед смертью успевает сообщить об этом только одному человеку – естественно, Ибрагиму Бендеру.
Политический режим Солнечноморска тоже довольно неразборчив, хотя люди там знают, кто здесь власть. На улицах орудуют местные «острые козырьки» во главе с Мишкой (будущим Япончиком – его играет явная восходящая звезда Никита Кологривый), выходцем из семьи местного криминального авторитета (Александр Ильин). Именно они держат весь местный «бизнес» – от похоронного бюро (роль руководителя на себя взял Александр Цекало, с отличием вспоминающий одесский акцент) до кабака, где свой Comedy Club образца вековой давности устраивает Гарик Харламов. Именно там и работает начинающий артист, поклонник Шекспира Ося Задунайский (Арам Вардеванян), грезящий заработком только для того, чтобы выкупить наконец свое свидетельство о рождении и узнать, кто же его отец (мать в исполнении Ольги Сутуловой не признается). Ну а потом еще и влюбляющийся в дочь владельца того самого похоронного бюро, куда в одном из гробов и привозят тот самый жезл. Вариантов в фильме пока, к счастью, не 12, как со стульями, а всего три – по собственно числу кинопрокатных версий нового «Бендера».

Несмотря на покушение на классику Ильфа и Петрова, с которой, прямо скажем, в нынешние времена не особо складывалось – достаточно вспомнить сериалы с Олегом Меньшиковым и Николаем Фоменко, «Бендер: Начало» выглядит довольно бодрым. Порой даже чересчур. Событий и, что главное, отсылок к литературному оригиналу (даром, что это по сути лишь приквел «Двенадцати стульев») тут предостаточно: в ход идут и лошадь, и Рио-де-Жанейро, и даже условная мадам Грицацуева в неожиданном воплощении Натальи Бочкаревой. К ним подмешивается и южный исторический колорит – с тем же Япончиком или Махно, как будет уже во втором фильме. Так что в плане сюжета, за который отвечал Олег Маловичко, набивший руку на «Троцком», «Шерлоке в России» и многих других крупных отечественных проектах, лед и впрямь тронулся.

Но фильм, безусловно, не получился бы без Сергея Безрукова, этой ролью будто бы дающего самый профессиональный отпор всем критикам его кинематографического творчества. Комедия, авантюра, самоирония – очевидно, то, по чему артист очень в большом кино соскучился. И именно этому он и учит своего экранного партнера – Арама Вардеваняна, только начинающего в кино свои великие комбинации. Возможно, степени такой раскрепощенности, драйва и свободы не удалось бы добиться без режиссера Игоря Зайцева, когда-то снимавшего, кстати, «Есенина» все с тем же Безруковым, а не так давно поставившего сериал «За час до рассвета» – так же, практически в формате комикса излагающий свою версию культового «Места встречи изменить нельзя» (может, и «Есенин» был комиксом?) и явно повлиявший и на визуальное, и на композиционное решение нового «Бендера». Хулиганское отношение к классике, вполне себе в духе Остапа Бендера, все же никто не отменял. В общем, «грузите апельсины бочках братья карамазовы».
«Бендер: Начало» в прокате с 24 июня.
Ссылки по теме
Контора пишет: 6 Остапов Бендеров мирового кино
Сиквел «Тихого места», «Круэлла» и ещё 11 фильмов июня
Жезл раздора: Сергей Безруков, Юрий Колокольников и Гарик Харламов в трейлере фильма «Бендер: Начало»
(Не)Идеальное кино: 70 российских фильмов 2020 года
Свежие комментарии